Психологи советуют - Скоро в школу! Родителям будущих первоклассников
28.06.2010 05:51
Индекс материала
Психологи советуют
Страница педагога-психолога
Принципы жизни, которые должен знать каждый!
Семейное воспитание-основа формирования гармоничной личности
Дети в Интернете. Правила безопасного поведения
Готовимся к ЕГЭ (выпускникам и их родителям)
Скоро в школу! Родителям будущих первоклассников
Родителям первоклассников
Памятка родителям первоклассников
Первый раз в пятый класс
Правила эффективного общения с подростками
Родителям о режиме дня учеников начальной школы
Родителям. Если не складываются отношения с учителем
Школьные конфликты. Рекомендации родителям
Памятка для обучающихся по профилактике употребления курительных смесей
Что должны занть родители о половом воспитании
Советы внимательным и любящим родителям
Все страницы

 

Скоро в школу

(родителям будущих первоклассников)

Готовность к школе – это не только умение ребенка читать и считать, это еще  и физическая, и нравственная, и психологическая готовность к обучению. Как правило, все психологические трудности, с которыми дети встречаются в школе, уходят своими корнями в дошкольное детство. Поэтому возникает необходимость подготовки к школе не только детей, но и родителей, чтоб вам удалось избежать некоторых ошибок, ну и подкорректировать свои методы воспитания, пока еще для этого есть время.

Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяют кругозор и общую осведомленность, но только «сильных», развитых, способных детей, детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить!

Приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у малышей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности — учебной.

Выделяют четыре вида психологической готовности к школе.

Социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад, как правило, у них нет опыта по решению конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

У ребенка  к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Эмоционально-волевая готовность

Обучение в школе не всегда бывает увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, уметь их самостоятельно решать.

Развить эти качества у ребенка можно с помощью  игр, которые  учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Хорошо, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.

Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Важнейшими показателями уровня интеллектуальной подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и т.д.

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение к школе, к учителю, к учебной деятельности, к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить ребенка на успех. В то же время он должен понимать, что в школе он может встретиться с различными трудностями,  и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая своего ребенка, оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Крайне важна готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту. Часто у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно — школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.

Такое отношение к школе может сформироваться в следующих случаях:

* Ребенок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.

* Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).

* Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Что нужно делать родителям,

чтобы не отбить у ребенка желание учиться?

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам — запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Что почитать?

1. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе.

2. Н. Кутявина, И. Топоркова и др. Я готовлюсь к школе. Популярное пособие для детей и родителей.

3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Занимательные прописи для дошкольников. Популярное пособие для детей и родителей.

4. Е. П.  Русова, Е. Н. Ефимова. Родителям будущего первоклассника

5. Н. М. Безрукова. Экспресс-курс подготовка к школе (Издательство Росмэн).

6. И.Агапова  М.Давыдова. Готовимся к школе. Скоро в школу.  Тесты игры и упражнения для дошкольников.

7. Л. Г.  Парамонова. Ваш ребенок на пороге школы.

8. З. Н.  Андриевская. Уроки для родителей. Как подготовить ребенка к  школе.

9. Б. С. Волков, Н. П. Волкова. Как подготовить ребенка к школе (Ситуации, упражнения. Диагностика).

10. Д. А. Попова. Как подготовить ребенка к школе. Книга для родителей. АВС

11. И. Маниченко . 10 законов воспитания.

Книжка небольшая, но очень содержательная.  Вы найдете очень много полезного и  подведете итоги вашего воспитания.

В этой книге подробно освещены  основные постулаты:

1. Закон подражания.

Родитель – авторитет для ребенка. Ребенок подражает родителю, т.к. считает все его поступки правильными. Родитель должен сам совершенствоваться, чтобы стать примером для ребенка.

2. Закон безусловной любви.

Это значит любить ребенка не за поступки, слова, не за то, что он умный, красивый и так далее, а за то, что он просто есть! От этого зависит вырастет ли он оптимистом или пессимистом, сможет ли противостоять жизненным трудностям. Выражайте недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

3. Закон уважения.

Разговаривайте с ребёнком, как со взрослым человеком, доверяйте ему.

4. Закон материнской интуиции.

Если не знаете, как поступить – слушайте своё сердце.

5. Закон подсознательного ожидания.

Не беспокойтесь о ребёнке, и с ним ничего не случится. У ребенка высокоразвит инстинкт самосохранения. Старайтесь думать о хорошем.

6. Закон доверия.

Доверяйте ребёнку, и он станет более ответственным. Чересчур опекаемый ребенок становится несамостоятельным и безответственным.

7. Закон «рука об руку».

Ребёнок должен постоянно чувствовать поддержку взрослых, должен знать, что мы в любое время придём к нему на помощь. Найдите время, чтобы вместе поиграть, погулять, почитать любимую книгу. Помните, о необходимости совместной с ним деятельности. И это поможет вам воспитать доброго, отзывчивого, самостоятельного человека.

8. Закон раннего старта.

«Учи ребёнка пока он поперёк лавки лежит». Основное воспитание ребёнку необходимо давать в возрасте до трёх лет. Главным периодом, когда у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы поведения, является первый год жизни.

9. Закон право на ошибку.

10. Закон открытой ладони.

a. Мы можем только помогать ребёнку во всех его начинаниях, иногда можем дать совет, но при условии, что он сам этого попросит. Но выбор он делает самостоятельно. Порой он будет неверным, но тогда это будет хорошим жизненным уроком, который сделает малыша сильнее.

Использованы материалы газеты «Школьный психолог», сайта http://medportal.ru/



Обновлено 16.09.2017 02:25
 

Проект при поддержке RU-CENTER

© 2008-2017 Права защищены