Летний пришкольний оздоровительный лагерь «Радуга профессий»
29.05.2014 07:50

Летний пришкольный оздоровительный лагерь

Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления г.Кемерово (2018)

Приказ Управления образования Администрации города Кемерова от 04.05.2018 № 392 "Об открытии I смены в лагерях дневного пребывания детей"

Приказ МБОУ "Гимназия № 21" "Об открытии лагеря "Радуга профессий" с дневным прибыванием в летний период"

Календарный план (скачивания)


Образовательно - досуговая программа

летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга профессий»

с дневным пребыванием детей


Пояснительная записка

Вопросы профессионального самоопределения детей и подростков становятся все более актуальной проблемой, как для самой личности, так и для общества. Решение профориентационных проблем обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим возникает необходимость в организации работы по профессиональной ориентации обучающихся, создать условия наибольшего благоприятствования для ознакомления с миром профессий. С целью выстраивания системы работы и вовлечения в данную деятельность детей младшего школьного возраста, разработана программа летнего пришкольного лагеря в МБОУ «Гимназия № 21».

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, в этот период воспитывается любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения. Вырабатываются нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям, основанной на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой и трудовой деятельности. Сегодня в лагере учащиеся гимназии могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Данная программа является комплексной, т.е включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях летнего пришкольного оздоровительного лагеря.

По продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря - это обучающиеся гимназии в возрасте 7–13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Актуальность программы определяется соответствием ее содержания современным требованиям, предъявляемым государством в рамках модернизации системы дополнительного образования. Изменения, произошедшие в обществе в последние десятилетия, переход к рыночной экономике и связанные с ним объективные экономические процессы обусловили возросшую потребность в профориентационной работе на всех этапах жизни человека. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, сформулирована миссия дополнительного образования - обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Программа летнего оздоровительного лагеря создает педагогических условий для ранней профориентации детей в интересной для них, занимательной игровой форме, что позволяет обеспечить дальнейшее профессиональное самоопределение детей и их успешную самореализацию.

В центре внимания ребенок и его стремление к самореализации. Помочь ребенку в выборе будущей профессии, это значит заложить основу для его успешного будущего. К решению данной задачи планируем привлечь родителей обучающихся, на положительном примере которых нам удастся познакомить детей с профессиями.

Программа разработана в соответствии с следующими законодательными нормативно-правовыми документами:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом ««Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688. «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

Концепция программы

В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности. Основная деятельность нашего летнего пришкольного оздоровительного лагеря заключается в том, что каждый ребенок почувствует себя личностью. В лагере можно не только проявить все свои умения и таланты, но и узнать много интересного. На протяжении всей смены дети в игровой форме изучают английский язык, а также узнать о мире современных профессий. Задача наших преподавателей через веселые и творческие упражнения и тренинги расширить словарный запас, развить разговорные навыки. Сочетание активного отдыха на свежем воздухе, увлекательных экскурсий, расширяющих кругозор, спортивных мероприятий, укрепляющих здоровье, познавательных занятий, всесторонне развивающих детей – позволит ребенку с интересом и пользой провести каникулы.

Цель программы - укрепление здоровья и организация досуга учащихся, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Содействие формированию у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества через раннее профориентирование.

Задачи программы:

1. Создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей.

2. Привить навыки здорового образа жизни;

3.Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через знакомство с миром профессий.

4. Создать условия для самореализации детей и подростков через включение их в творческую деятельность.

5. Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

6. Развивать творческие способности;

7. Воспитать основы культуры поведения;

8.Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

Основные принципы летнего лагеря:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

3. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности.

4. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

5. Принцип включенности в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.

6. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает соблюдение режима дня, разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.

7. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

8.Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

9. Принцип безопасности представляет собой совокупность механизмов, способствующих с определенной вероятностью исключить потенциальные угрозы, влияющие на состояние человека.

 

Основное содержание программы:

Программа предусматривает следующие направления деятельности:

Профориентационная деятельность: данное направление является ключевым и предусматривает ознакомление с миром профессий через экскурсии, встречи со специалистами предприятий, родителями, приобретение опыта профессиональных навыков в ходе занятий по интересам в творческих мастерских.

Образовательная деятельность: предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением истории родного края;

Знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовление поделок из различного материала, разучивания музыкальных произведений, изучение английского языка в игровой форме.

Спортивно - оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых через организацию утренней зарядки, спортивных соревнований, игр, состязаний и витаминизации.

Культурно – досуговая деятельность состоит из общелагерных мероприятий и отрядных дел, посещение выставок, музеев, театров и кинотеатров, а так же участия в районных и городских мероприятиях.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап – подбор кадров, комплектование отрядов, работа с документацией.

2. Организационный этап – подготовка документов, формирование отрядов, сплочение отрядов, знакомство с режимом работы лагеря и правилами поведения в летнем лагере, оформление уголков отрядов.

3.Основной этап – реализация программы лагеря, работа творческих групп, формирование команд для участия в мероприятиях.

4.Заключительный этап – подведение итогов и анализ реализации программы.

Педагогические технологии

Основными методами организации деятельности являются:

• Коллективная творческая деятельность (КТД).

• Игра (сюжетно – ролевые, профессионально – ориентированного характера, спортивные, интеллектуально - познавательные).

• Работа творческих мастерских.

• Экскурсионная деятельность.

• Состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности).

Формы деятельности в лагере:

• коллективно-творческие дела;

• игровые программы, игры, конкурсы;

• индивидуальные и групповые беседы;

• работа в творческих мастерских;

• экскурсии;

- встречи с специалистами предприятий и учреждений, родителями.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют опытные педагоги гимназии, прошедшие обучение, по организации работы с детьми в летний период.

Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение:

При работе летнего оздоровительного лагеря используются:

1. Кабинеты начальных классов, спортивный зал, игровая площадка и стадион.

2. - ТСО (музыкальное оборудование, компьютер, проектор, экран).

3. Материалы для занятий в творческих мастерских: ножницы, клей ПВА, бумага (ксероксная, цветная, картон цветной и гофрированный), кисти, краски, гуашь.

4. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, настольные игры, ракетки для бадминтона и т. д.

5. Учебно-методическое обеспечение: нормативно-правовые документы; методические рекомендации по организации летнего отдыха детей; литература по организации досуга детей, учебные фильмы и презентации; дидактический материал; демонстрационный материал.

6. Призовой фонд: грамоты, благодарности.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы позволит:

1. Усовершенствовать существующий опыт организации летнего отдыха детей на базе МБОУ «Гимназия № 21»;

2. Создать условия для повышения качества проведения профориентационной работы в МБОУ «Гимназия № 21»;

3.Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

4.Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

5.Укрепление здоровья детей;

6.Развитие творческой активности каждого ребенка.

В результате участия в реализации программы воспитанник лагеря:

1. Имеет представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий по темам:

Безопасность: инспектор ГИБДД, пожарный, полицейский.

Дизайн: модельер, парикмахер, ландшафтный дизайнер, столяр, плотник, инженер-конструктор.

Здоровье: врач, инженер-технолог.

Транспорт: водитель, механик, рационализатор - изобретатель.

2. Приобрел опыт профессиональных действий на занятиях в творческой мастерской и во время ролевых игр;

3. Усовершенствовал навыки творческой деятельности на учебных занятиях по конструированию и моделированию и в досуговой деятельности;

4. Владеет навыками сотрудничества и взаимодействия.

5. Выполняет правила здорового и безопасного поведения.

Критерии эффективности программы:

1. Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах создается с помощью мероприятий и тренингов, направленных на знакомство, сплочение коллектива;

2. Повышение двигательной активности, интереса к спортивно-оздоровительным занятиям, удовлетворённость детей разнообразными видами деятельности, формами работы отслеживается с помощью мониторинга, анкетирования;

Эффективность оценивается по результатам наблюдения медперсонала, анкетирования детей и родителей.

Сведения об организаторах программы

В разработке программы приняли участие зам. директора по ВР, педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия № 21» г. Кемерово.

Формами контроля реализации программы являются:

- наблюдение;

- собеседование с детьми;

- анкетирование детей и родителей.

Периодичность проведения контроля:

- входной ,

- промежуточный ,

- итоговый контроль .

Обновлено 06.06.2018 09:59
 

Проект при поддержке RU-CENTER

© 2008-2018 Права защищены

Все данные размещены с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей) учеников.